19 сентября 2020

В «Авиагонки — Формула-1» я пришел, чтобы повысить свой спортивный уровень и получить интересный опыт

Как и обещал читателям, я продолжаю публиковать репортажи о наиболее интересных моментах Кубка России по самолетному спорту, который прошел 19 сентября на аэродроме «Орешково» в дисциплине «Авиагонки – Формула-1».

«Русские авиационные гонки» существуют с 2018 года, соревнования по самолетному спорту в дисциплине «Авиагонки – Формула-1» проходят ежегодно, в несколько этапов, на сегодняшний день прошло более двенадцати гонок, но на реактивных самолетах соревнование такого уровня проходит впервые.

Напоминаю читателям, что гонки проходили по трассе длиной около четырёх километров, которая имеет форму замкнутой петли с четырьмя воздушными воротами в зоне пилотирования. Ворота представляли собой парные 3D фигуры на основе надувных конструкций в виде двух пилонов, а всего их было восемь, высотой по двадцать пять метров. В процессе прохождения трассы участники программы выполняли фигуры сложного и высшего пилотажа.

Сегодня я расскажу о выступлении Владимира Лисняк, принёсшее ему III место на Кубке России по самолетному спорту «Авиагонки — Формула-1» и звание мастера спорта.

Владимир Николаевич лётчик инструктор 3 класса государственной авиации, ведомый пилотажной группы «Реакторы» и руководитель Авиационно-спортивного клуба «Альбатрос — Аэро».

Несколько лет назад этот клуб перебазировался на заброшенный аэродром «Орешково» и сумел за относительно короткое время вдохнуть в него жизнь. Аэродром был построен еще в 1941 году. После освобождения Калуги здесь базировался полк под командованием легендарной летчицы Валентины Гризодубовой, а после Победы на нём базировалось два полка другого знаменитого аса — Ивана Кожедуба. 13 июня 1961 года сюда приземлился самолёт с Ю.А. Гагариным, который посещал Калугу. Затем аэродром стал учебной базой ДОСААФ, а после распада СССР здесь обустроился вертолётный полк, который в 2011 году перебазировался в Вязьму. Одним словом, если бы не Авиационно-спортивный клуб «Альбатрос — Аэро» под руководством Владимира Лисняка, то и различных спортивных соревнований по самолетному спорту здесь бы не было.

Летать Владимир начал в четырнадцать лет в юношеской планерной школе на планере ЛАК-16, затем в аэроклубе ДОССАФ на планере L-13 «Бланик». Далее были самолеты Як-52 и Як-18т, Cessna-152 и -172, Tecnam-P2002. Потом он освоил реактивные L-29 «Дельфин» и L-39 «Альбатрос». Сейчас Владимир Николаевич приступил к освоению МиГ-29, L-410, Як-40 и Ан-2, однако до самостоятельных вылетов пока не дошло.

Но вернёмся к соревнованиям, о начале которых в этот пасмурный осенний день возвестил рёв мощных авиационных двигателей. Так начался очередной этап Кубка России по самолетному спорту. В финале за призовые места соревновались шесть сильнейших пилотов, прошедшие квалификационный отбор в скоростном пилотировании самолета по специально установленной трассе, и среди них был Владимир Лисняк.

После того, как руководитель полетов дал разрешение на взлет, самолет L-29 под управлением Владимира Николаевича совершил короткий разбег по ВПП и, взлетев с набором высоты, быстро начал как будто бы таять в небе. Лишь наиболее зоркие немногочисленные зрители из журналистского пула, прибывшие освещать эти соревнования, да пилоты и судьи внимательно следили за тем, как самолет, превратившийся в еле различимую точку над горизонтом, двигался в направлении слева направо по воздушному коридору для начала прохождения сложной воздушной трассы.

Многие из находящихся на земле волновались за руководителя Авиационно-спортивного клуба «Альбатрос — Аэро», соревнующегося на своем «поле», понимая, что это и дополнительный груз ответственности.

Когда стало видно, что пилот уже фактически готов к началу выступления и разгоняет свой L-29, все присутствующие стали внимательно следить за самолетом. И вот многотонная машина, управляемая твердой рукой пилота, с рёвом пролетела в створе ворот и устремилась ко вторым. Менее трёх секунд потребовалось воздушному асу, чтобы пролететь и через них.

На аэродроме все увидели, как промелькнувший на огромной скорости самолет, стал резко набирать высоту и, развернувшись, стал гнуть петлю на три четверти, чтобы как можно быстрее пролететь через третьи ворота. Однако, у сверхманевренности есть цена — летчик подвергается сильным перегрузкам.

Неподготовленный человек такого просто не вынесет. Вот и сейчас в форсированном вираже Владимир, находясь в кабине своего самолета, испытывал максимальную перегрузку.

На фигуры высшего пилотажа способны только лучшие из лучших — самые подготовленные, тренированные и мотивированные пилоты. Человек на земле испытывает перегрузку в один G. В воздухе, на реактивном самолете да еще при таких маневрах этот показатель увеличивается кратно.

Время на секундомере показало двадцать пять секунд когда летчик, проведя корректировку курса, прошёл через очередные ворота и устремил свой самолет к четвертым, которые так же прошел чисто. Прекрасный результат на промежуточном этапе показал летчик! Но впереди еще воздушный маневр, требующий от Владимира большой физической выносливости и быстрой реакции. Резкий вираж перед крайними воротами — секундомер показал тридцать пять секунд. Отличное время! Но у судей свой секундомер и наметанный взгляд на допущенные ошибки при прохождении трассы, что может привести к штрафным очкам. И вот самолет, завершив очередной маневр, устремился к финишу как пришпоренный жеребец, чтобы показать лучшее время. Мелькнувшая тень от реактивного самолета и рев двигателя на финише возвестили о завершении этого сложного задания…

После подведения итогов судьи объявили время, которое летчик затратил на прохождение сложной воздушной трассы. Результат 54,8 секунды позволил Владимиру Николаевичу стать бронзовым призером авиагонок и взойти на пьедестал почета. За достигнутый высокий результат Владимир Лисняк был награжден медалью и грамотой, подписанной министром спорта Российской Федерации Олегом Васильевичем Матыциным. Владимир так же выполнил норматив мастера спорта России по самолетному спорту! Ура, ура, ура!!!

Я присоединяюсь ко всем поздравлениям, прозвучавшим в этот день для победителей Кубка России по самолетному спорту и как все очень рад, что спортсмены авиационных гонок показали своё непревзойденное мастерство и высокие результаты.

 

Олег Цапенко

Фотографии Н.Смитрновой