24 августа 2021

Антон Вареха: «Секрет успеха – правильная стратегия полета»

На Кубке В.П. Чкалова в Нижнем Новгороде, который прошел с 12 по 15 августа, первым абсолютным победителем в истории авиационных гонок стал Антон Вареха. В интервью пресс-службе Aero-club.ru пилот рассказал о дебюте в поршневом классе, особенностях нижегородской трассы, назвал секрет успешных выступлений, поведал о своей главной болельщице и отношении семьи к его увлечению авиационным спортом.

– Вы стали первым абсолютным победителем соревнований по авиационным гонкам, навсегда вписав свое имя в историю авиационного спорта. Вам уже удалось это осознать?

– Безусловно, это очень приятно получить кубок, но, наверно, я еще не до конца понял. Мне надолго запомнится эта гонка, ведь в Нижнем я дебютировал в поршневом классе, самолет был непростой, выступление получилось достаточно напряженным.

 – Расскажите о своих впечатлениях выступления в новом классе. Как вы приняли решение принять участие в гонке на поршневом самолете? Где проходила ваша подготовка к соревнованиям в Нижнем Новгороде? Кто был вашим тренером?

–  На поршневом самолете я начал летать в 2002 году. Летал на Як-52 в Центральном аэроклубе имени Чкалова в Дракино, планировал отобраться в состав национальной команды в этом классе самолета. В 2007-м году самостоятельно освоил Як-55, начал тренироваться, но в то время подвели финансы. А в 2011-м году я увлекся реактивной тематикой, продолжая подлетывать на поршневых. В какой-то момент полностью стал летать на реактивных, и только в июне возобновил тренировки на СП-55, на котором готовился к Кубку Чкалова. Меня тренировал Дмитрий Мотин, каждые выходные я летал в Дракино.

 – В чем заключается сложность СП-55?

– У этого самолета очень короткое крыло, на два метра меньше, чем на Як-55, соответственно, нагрузка на него возрастает. СП-55 дает большие просадки, на нем сложно дотянуть вираж. Кроме того, у него очень большая скорость на посадке – около 200 км/ч, это почти как у L-29.

Мне далеко до уровня Ивана Барсова или Сергея Гурова

 – Есть ли в планах продолжать выступать в авиационных гонках на поршневых самолетах?

– Да, конечно, но хотелось бы на Як-55, если много тренироваться, на этом самолете у меня есть шанс улучшить время прохождения трассы. На данный момент мне далеко до уровня Ивана Барсова или Сергея Гурова, которые выступают на «яке», но над этим надо работать.

 – Когда непосвященный зритель смотрит гонку, то недоумевает, если слышит, что поршневой самолет показывает время быстрее, чем реактивный.  Кажется, что реактивный самолет по определению должен проходить трассу быстрее поршневого. Лично вам в последний соревновательный день это как раз удалось, но давайте объясним, почему это скорее исключение, чем правило?

– У поршневого самолета маленький радиус разворота. На короткой дистанции, которая характерна для авиационных гонок, у поршневого самолета есть явное преимущества, даже несмотря на то, что прямые отрезки трассы он проходит медленнее. На дистанции у нас было три разворота на 180 градусов, при таких условиях пилоту на реактивном самолете практически нереально соревноваться с поршневым. Если дистанции была бы длиннее, то преимущество было бы на стороне реактивных.

– В финале на L-29 вам все же удалось превзойти результат Ивана Барсова на Як-55. Как так получилось?

– Я увеличил перегрузки до 6-7G и за счет этого уменьшил радиус разворота: приходилось ломать траекторию. Здесь важна была стратегия и правильный выбор разворота, мне удалось грамотно сделать его.

 – Насколько опасны такие перегрузки?

– На большой скорости они не опасны. Самочувствие мне позволяло, к тому же, СП-55 позволяет делать перегрузку до 8G.

 – В реактивном классе вы выступали на самолете L-29. Это ваш личный самолет?

– Это самолет моего товарища по пилотажной группе «Реакторы» из Калуги, у меня есть такой же, но он остался в Орешково. Эти самолеты почти одинаковые, на каком из них выступать не так важно, главное, как уже сказал, правильно выбрать стратегию прохождения трассы.

 – В прошлом сезоне авиагонки в рамках чемпионата России в реактивном классе прошли в Орешково, на вашем домашнем аэродроме. В этом году в Нижнем Новгороде. В чем отличия трассы? Какая из них вам показалось более комфортной?

– В Орешково трасса была проще и короче. Она проходила на знакомом аэродроме и над землей, а не над акваторией, там все было знакомо. Было больше времени на подготовку. В Нижнем трасса была сложнее: во-первых, летали над водой, во-вторых, на незнакомой местности. На своем аэродроме всегда легче соревноваться.

В Нижнем было очень круто!

 – Вам понравилось летать в Нижнем Новгороде? Для пилота существует разница, где именно проходит полет?

– В Нижнем было очень круто! Летать над Стрелкой красиво и, к тому же, было много зрителей. Внимание болельщиков дает нам дополнительную мотивацию.

Чувствовали ли вы поддержку болельщиков, ведь они, по понятным причинам, находятся весьма далеко?

– Когда летел на поршневом самолете по трассе в Нижнем Новгороде, было время посмотреть на зрителей на набережной – это очень приятно! Еще видел лодки, которые выстроились недалеко от трассы на воде, конечно, приятно, когда за тебя болеют, фотографируют. На реактивном самолете, конечно, нет времени глазеть по сторонам.

 – Вы базировались на аэродроме «Сокол» авиастроительной компании «МиГ». Какие впечатления о нем?

– Классный аэродром, хорошая взлетно-посадочная полоса, приветливый персонал, все были очень доброжелательны к нам. Единственное, мы не продумали организацию питания, но это, конечно же, наша собственная недоработка.

– В первый день не удалось провести полноценную тренировку из-за погоды. Как оцениваете метеорологические условия во время Кубка Чкалова?

– На тренировке не получилось слетать с пилонами, это был, скорее, осмотр места, потому что я не понимал, куда лететь. Однако все мы были в равных условиях. В первый соревновательный день сильно штормило, если смотреть результаты квалификации – многие показали худшее время, чем в финале. А на второй день погода была прекрасная, нам повезло.

 – Для пилотов, претендующих на высокие места, важны регулярные тренировки на трассе с пилонами?

– Конечно, для пилотажа на сверхмалой высоте это необходимо. Также помогают тренировки полета в составе группы.

  – По итогам Кубка Чкалова вы завоевали два кубка и три медали. У вас дома есть специальное место, где вы их храните?

– Нет, впервые я выиграл соревнования на чемпионате России в прошлом году. До этого я никогда не был чемпионом, судьба меня не баловала, хотя участвовал на соревнованиях по высшему пилотажу, но никаких призовых мест не занимал. Пока дома никакого специального места нет, но пора уже присмотреть.

 – На данный момент вы лидируете в рейтинге авиационных гонок среди пилотов реактивного класса. Стремитесь ли вы сохранять первое место в общем зачете?

– Конечно, приятно быть первым, но я бы хотел, чтобы пилотов с каждым годом становилось все больше и больше, даже если мне придется уступить первую строчку рейтинга кому-то еще. Было бы здорово, если бы количество пилотов в реактивном классе увеличилось. Ведь у нас в России очень много сильных гонщиков, военных пилотов, которые, наверняка, летают лучше меня. Например, серьезную конкуренцию способны составить летчики пилотажной группы «Русь», надеюсь, когда-нибудь они начнут выступать в авиационных гонках.

У меня нет никаких примет – только сухой расчет, правильный настрой и спортивная злость.  

 – Как вы обычно настраиваетесь на полет? Какие существуют традиции накануне вылета?

– Секрет успеха – правильная стратегия полета. Я всегда разрабатываю тактику: сначала нужно пройти дистанцию на земле и четко продумать, какие стоит проделывать виражи, с каким градусом, с каким заходом, какие должны быть ориентиры, чтобы вписаться в правильный радиус. В воздухе времени на раздумья нет – там нужно четко отработать программу. Так что у меня нет никаких примет – только сухой расчет, правильный настрой и спортивная злость.

Авиационный спорт для многих пилотов не единственный род деятельности. Расскажите немного о вашей профессии?

– По образованию я финансист. Сейчас руковожу металлургическим предприятием в Тверской области, производим арматуру. Пять дней в неделю я на работе, моя специальность – кризисное управление, помогаю предприятию преодолеть сложную финансовую ситуацию. Моя жизнь в авиации происходит только по выходным.

Александр Овечкин – это невероятный хоккеист!

 – Чем вы любите заниматься в свободное от полетов время?

– Играю в хоккей на арене «Мытищи», у нас есть своя команда. Зимой, когда у меня нет полетов, тренируюсь два раза в неделю, и по выходным у нас матчи. В хоккей я начал играть в десять лет, некоторое время выступал за детскую команду «Динамо». В общей сложности я занимался пять-шесть лет в разных детско-юношеских школах, но не могу сказать, что достиг высокого уровня в игре с шайбой.

У вас есть любимая команда?

– Болею за сборную России на международных турнирах.

– Кто ваш фаворит в составе национальной команды?

– Знаю, что это прозвучит банально, но мне импонирует Александр Овечкин – это невероятный хоккеист! Конечно, нравятся еще Малкин и Ковальчук.

–  Как ваши близкие и родные относятся к вашему хобби? Как супруга отпускает вас на соревнования? 

– Какое-то время семья пыталась разными способами отвадить меня от увлечения авиацией, был даже период, когда я работал в другом городе и не летал почти год. Жена тогда обрадовалась – но не тут-то было! (Улыбается.) Потом я приехал в Грызлово под предлогом навестить друзей и сразу же очутился в кабине «яка», сделал контрольный полет – и понеслась!

15-летняя дочь  – моя главная болельщица

  – Дети наблюдают за вашими выступлениями?

 – Моя 15-летняя дочь часто бывает в Орешково, она моя главная болельщица. Сын пока еще маленький, ему семь лет, но уже строит самолеты из конструктора, смотрит видео полетов.

 – Дочь уже летала с вами?

  – Только на Як-18Т я ее катал, сначала не хотел, но она сама меня уговорила взять ее с собой.

 – Когда планируете научить своих детей летать?

  – Я думаю, что меня убьют (смеется). Жена уже смирилась с тем, что я летаю, хотя считает, что это опасно. Детей раньше 18 лет учить летать не планирую.

 – И финальный вопрос: увидим ли мы вас на гонке в Калуге 28-29 августа?

– К сожалению, нет, но перед гонкой наша пилотажная группа «Реакторы» продемонстрирует зрителям показательное выступление.