Лихолетов: «При грамотных тренировках мои шансы попасть в призы весьма высоки»
В минувшем сезоне дебютант национального первенства по авиационным гонкам в реактивном классе Максим Лихолетов смело заявил о себе, заняв сразу пятое место по итогам чемпионата страны. В интервью RussianAirRace пилот рассказал о том, как пришел в авиагонке, поведал, чем занимается в обычной жизни, и заявил о планах на грядущий сезон.
– В этом сезоне вы дебютировали на чемпионате России по авиационным гонкам в реактивном классе. Как впечатления, понравилось ли вам?
– Я давно хотел поучаствовать в таких соревнованиях, в дальнейшем планирую продолжить выступать в этой дисциплине.
– Чем привлекают авиагонки?
– Раньше я следил за RedBullAirrace, специально ездил в Казань для того, чтобы посмотреть, как они летают. Самолетные гонки «Формулы-1» всегда нравились мне гораздо больше, чем классические автомобильные.
– Авиационные гонки довольно специфичный вид спорта, он требует от пилота высокого уровня мастерства и хорошей летной подготовки. Как вы тренировались в преддверии национального первенства?
– Получилось так, что я много летал на предельно малых высотах, в том числе и над водой, летал между деревьями (смеется). Впервые пройти трассу с пилонами мне удалось непосредственно перед соревнованиями.
– Насколько важно наличие тренировок с пилонами при подготовке к гонке? Как, по-вашему, является ли это обязательным условием, чтобы занимать топовые места на чемпионате страны?
– Я особой необходимости в этом не вижу. Мне хватило двух тренировочных полетов, чтобы подготовиться, понять расположение пилонов. Гораздо интереснее, когда перед соревнованиями тебе дают план полета, и твоя задача как можно быстрее сориентироваться – все это напоминает «темный комплекс» в высшем пилотаже.
– В Калуге гонки на реактивных самолетах впервые прошли по трассе над водой. Для пилота существует ощутимая разница между полетами над землей или над акваторией?
– Это был небольшой участок воды: я наблюдал берег, деревья – для меня это было то же самое, что и над землей. Наверное, когда летаешь над широкими водоемами, ощущения другие.
– Как итог пятое место в национальном первенстве. Вы довольны результатом? Рассчитывали ли залететь в призы?
– Честно говоря, я предполагал, что войду в тройку, однако во время предсоревновательных полетов я получил несколько замечаний от судейской бригады за нарушение безопасности. Для того чтобы выполнить предписание арбитров и продемонстрировать свое умение летать безопасно, мне пришлось отказаться от риска. То же самое сказал и мой инструктор перед полетом: «Максим, не рви!»
Тогда подумал, что лучше сделать все красиво и правильно, поэтому слетал в более лайтовом для себя режиме. Когда понял, что, даже особо не напрягаясь, стал пятым, обрадовался – это значит, при грамотных тренировках мои шансы попасть в призы весьма реальны.
– Под чьим руководством вы готовились к первому чемпионату страны?
– Мне очень помогли инструкции Антона Варехи. Он рассказал и показал нюансы полетов между пилонами. Дальше я готовился сам.
– На соревнованиях по авиагонкам вы летали на личном самолете «Спартак», не так давно он был значительно усовершенствован как внешне, так и внутренне. Расскажите, пожалуйста, поподробнее об обновлении вашего самолета. В чем его преимущества с технической точки зрения?
– С этим связана интересная предыстория: меня неоднократно приглашали в гости в аэропарк «Орешково». В прошлом году я наконец туда приехал, слетал на реактивном самолете под управлением одним из пилотов. После этого я начал обучаться под бдительным руководством Антона Варехи. После нескольких часов тренировок я вылетел самостоятельно и понял, что мне нужен такой самолет! Перебрали несколько бортов, «Спартак» мне понравился тем, что раньше на нем летал солист пилотажной группы «Русь», да и по словам техников, он был в отличном состоянии. Так мы с другом Марком Ситдиковым приняли решение его купить. Это наш совместный проект и обновление самолета – даже больше заслуга Марка.
Переделали кабину, провели полный регламент, сделали капитальный ремонт и все для безопасных полетов – это заняло у нас девять месяцев, можно сказать, самолет теперь новый.
– Что было дороже: купить новый самолет или отремонтировать «Спартак»?
– Получилось одинаково. Однако новый Л-29 сейчас не купить.
– Почему решили перекрасить самолет и отказались от классических спартаковских красно-белых цветов?
– По образованию я архитектор-дизайнер, творческая натура. Мне хотелось чего-то экстраординарного, выбивающегося из серости. И когда мой партнер по самолету Марк предложил несколько ярких вариантов, совместно выбрали и утвердили этот. К сожалению, не получилось осуществить всех планов с раскраской. Нас бы не все поняли.
– Название оставили намеренно? Являетесь ли вы фанатом «Спартака»?
– Что-то от старого самолета должно было остаться (улыбается). Сам я не футбольный фанат, хотя многие знакомые просили оставить красно-белую раскраску.
– Поговорим немного об истоках вашей карьеры в спортивной авиации. Где и при каких обстоятельствах вы начали летать?
– Когда мне было лет 18-20, в Волгограде я впервые полетел на Л-29. Хотел поступать в Качинское высшее военное авиационное училище, но не сложилось, и я начал заниматься бизнесом. Впоследствии на Л-29 я налетал некоторое количество часов на пилотаж с инструктором. Потом был большой перерыв и когда переехал в Тюмень,начал летать на Як-18Т и увидел, как тренируются спортсмены-пилотажники, съездил на МАКС, увидел, как летает Капанина, познакомился с «Русскими витязями» – это все меня безумно вдохновило, и я принял решение летать на высший пилотаж. Сначала начал заниматься на Як-52, меня взял под крыло бывший инструктор Светланы Капаниной Николай Голубцов. Все то, что я умею сейчас, его заслуга! Говорят, у меня даже его почерк в небе: очень жесткий, качественный пилотаж.
– Помните свои первые соревнования?
– В 2010-м году я дебютировал на Як-52, в 2011-м летал на чемпионате России по Третьей лиге в Грызлово, занял пятое место. Потом сразу же стал обучаться на Вторую лигу, выступал на региональных соревнованиях в Екатеринбурге и Челябинске, далее перешел в Лигу Як-52, приобрел свой самолет и принял участие в нескольких турнирах. А дальше я принял решение приостановить соревновательную деятельность, стал летать для себя, мне очень понравились показательные выступления – там чувствуешь себя гораздо свободнее, можно летать, как хочешь, исполнять любые фигуры. Кстати, некоторые из них я придумываю сам. Для меня полет как танец, получаю от этого огромное удовольствие, к тому же, такие полеты обычно не оставляют равнодушными зрителей.
– Расскажите, пожалуйста, немного о себе. У вас архитектурное образование, работаете ли вы по профессии?
– У меня свой интерьерный салон, один из самых красивых в России. Ранее их было несколько, в том числе и в Москве, но теперь только в Тюмени: здесь комфортно работать, бизнес приносит больше, чем в других городах. Мы занимаемся дизайном проектов: мебель, свет, предметы интерьера. Помимо этого, я активно занимаюсь дайвингом, объездил уже пол мира. В свое время мы с другом открыли на Филиппинах собственный дайв-центр 5 звезд и небольшой отель. Его мы открывали по большей части для себя, но впоследствии он превратился в бизнес. К сожалению, сейчас он законсервирован из-за ковида. Надеюсь, в скором времени он возобновит свою работу.
– Где вам больше всего понравилось погружаться?
– На Филиппинах, если говорить о дайвинге. Мне в принципе там очень нравится: есть что посмотреть и под водой и на поверхости, можно заниматься серфингом.
– Какие планы у вас на следующий летный сезон?
– В планах развивать пилотажное мастерство на реактивном самолете. Хочу принять участие на чемпионате России по высшему пилотажу на Л-29. К сожалению, в этом году вынужден был пропустить национальное первенство: мой самолет не был готов. Также поучаствую в авиационных гонках. Далее собираюсь освоить L-39.
– Cейчас тренировки прекращены. Как планируете готовится к старту сезона?
– В прошлом году в декабре мы летали. В Тюмени мы летаем еще на Як-52. Надеюсь, пару раз полетать в текущем месяце, а с марта можно будет смело приступить к тренировкам в полном объеме, летать больше и качественнее.