Русские авиационные гонки – традиции продолжаются
Русские авиационные гонки – единственное официальное профессиональное событие по самолетному спорту в дисциплине «Авиагонки – Формула-1» в мире.
В чем отличие Формулы-1 от других самолетных видов спорта
Авиационные виды спорта достаточно далеки от простого зрителя – любителя спорта. И на то, есть несколько причин. Зритель не всегда хорошо понимает сложные правила соревнований. На соревнованиях по авиаралли, например, зрители могут видеть только начальный этап, а проще говоря, только взлет самолетов. Ведь суть авиаралли это полет по маршруту, с посадкой в другом месте.
Соревнования по высшему пилотажу происходят над аэродромом, и собирают большое число зрителей. Но, и в этом виде спорта, неспециалисту очень сложно разобраться. Самолет непрерывно выполняет в небе ряд фигур высшего пилотажа, которые для человека далекого от авиации сливаются в череду сплошных непонятных кульбитов в воздухе.
И вот, на фоне всех этих сложностей, появляется такой вид авиационного спорта как авиагонки Формула-1. По сути, это авиационные соревнования, которые проводятся по строгим правилам, с соблюдением всех мер безопасности для зрителей и пилотов. Но, одновременно, это самое зрелищное авиационное шоу, с понятными правилами и с захватывающими дух пируэтами скоростных спортивных самолетов.
К простым правилам соревнований по воздушным гонкам мы еще вернемся, а пока немного истории.
В начале XX века, на заре развития авиации, первые аэропланы воспринимались как некий технический курьез, не имеющий практической пользы. Поэтому полеты первых аэропланов были, прежде всего, зрелищем и развлечением. Проходили они на выставках, ярмарках, на ипподромах, и были призваны, привлечь покупателей, зрителей. Да и полетами, в прямом смысле этого слова, их назвать было нельзя. Скорее это были подпрыгивания аэропланов с низким пролетом нескольких метров.
Авиация начиналась как спорт
Спустя некоторое время, предприимчивые владельцы газет, промышленники, богатые семейства, начали обращать внимание на быстро
развивающийся новый вид техники. Вот тогда и появились первые авиационные соревнования, с большими денежными призами. Для газетчиков и промышленников, авиационные состязания были хорошей рекламой, так как все связанное с аэропланами пользовалось огромным интересом у всех слоев населения. А для первых конструкторов аэропланов, возможность выиграть денежный приз, давало шанс продолжить свои работы по конструированию более совершенных аппаратов.
Так появились первые соревнования на дальность и высоту полета, перелеты из города в город. Перелеты через пролив Ла-Манш. Эти соревнования дали огромный толчок развитию самолетостроения. И, можно с уверенностью сказать – что авиация взяла свое начало с этих первых спортивных состязаний.
Авиационная Формула-1 – шоу со строгими правилами
Так что такое авиационные гонки, или как их еще сейчас называют – авиа-слалом? Авиагонки – это соревнования, которые можно сравнить с Формулой-1 в автомобильном спорте. Представьте себе трассу в виде замкнутой петли длинной четыре километра. На трассе стоят надувные пилоны-ворота, через которые в определенном порядке должны пройти самолеты. Добавьте сюда, что судьями учитывается не только время прохождения трассы, но и чистота прохождения – крены и углы при прохождении ворот, а также определенная высота полета. Ворота проходят на минимальных высотах и со скоростями до 500 км\час.
Именно эти нюансы, делают соревнования Формулы-1 особенно зрелищными и захватывающими. После закрытия авиагонок Red Bull, Русские авиационные гонки Формулы-1 остаются единственными в мире соревнованиями подобного рода.
Основной особенностью русских гонок Формулы-1 является то, что к соревнованиям допускаются только отечественные спортивные самолеты: Су-26, Як-55, СП-55М. Даже иностранные спортсмены тренируются и выступают на одной из этих машин. К сожалению, российской авиапромышленностью спортивные самолеты уже не выпускаются, и организаторы Русских авиационных гонок потратили много сил и средств, собирая наши машины по всему миру. И им это удалось. Самолеты из разных стран были отремонтированы и модифицированы российскими пилотами и техниками. К слову сказать, надувные пилоны, которые образуют ворота – тоже российской разработки. Они были разработаны инженерами Русских авиационных гонок, и изготовлены в России. То есть все, что участвует в гонках, имеет российское происхождение, поэтому слово «русские» очень точно отображает суть авиагонок.
Первый чемпионат России по самолетному спорту в дисциплине «Авиагонки – Формула-1 проходил 4 августа 2018 года, в парке Вооруженных сил России «Патриот». Эти гонки собрали огромное количество зрителей парка. Все спортсмены-участники были из России, и выступали на самолетах российского производства.
В этом году, несмотря на эпидемию Covid-19, в подмосковном Серпухове прошел III чемпионат России по самолетному спорту, в дисциплине «Авиагонки – Формула-1». После закрытия международных соревнований «Red Bull Air Race», российский проект – единственное официальное событие в мире, организованное по правилам воздушных гонок.
А 19 сентября, было проведено уникальное мероприятие: в Калужской области, на аэродроме Орешково, прошёл очередной этап Кубка России по самолётному спорту в дисциплине «Авиагонки — Формула-1», на реактивных самолетах. В гонках впервые участвовали реактивные самолеты L-29, L-39 и опытный самолет СР-10. Эти соревнования были примечательны еще и тем, что в них участвовала девушка – Юлия Крылова. Юлия единственная в России девушка пилотирующая L-29 Delfin.
Русские авиационные гонки продолжают традиции авиационных соревнований, в России и в мире. А чемпионат России 2020 года дал старт подготовки к первому чемпионату мира в данной дисциплине в 2022 году, который пройдет в России.
13.10.2020
Специально для Русских авиационных гонок – Валерий Смирнов