26 октября 2020

Самолеты для авиагонок Формулы -1 в классе «поршневые самолеты» (Россия)

Что делает любые гонки интересным и зрелищным мероприятием? Конечно, это в первую очередь люди, которые участвуют в гонках – пилоты. Их мастерство и безупречное владение техникой всегда привлекает зрителей. А вот техника – это вторая составляющая любых гонок. Вот о технике авиагонок Формула-1, мы сейчас вам и расскажем.

Как известно, для российских авиагонок Формулы-1, используются только самолеты советского/российского производства. Строго говоря, это самолеты спортивно-пилотажные, и разрабатывали их для соревнований по высшему пилотажу. Но, именно этот тип самолетов, как нельзя лучше, подходит и для авиагонок Формулы-1.

Як-55

Мы не будем расписывать в подробностях технические характеристики и особенности конструкции. Все это по самолетам Як-55 и Як-55М можно легко найти в сети.

Лучше расскажем историю создания интересной машины, а история эта весьма поучительна. Создание Як-55 хорошо показало, что не всегда нужно гнаться за модой, или как бы сейчас сказали, не всегда нужно слепо следовать трендам. До появления этого самолета члены сборной СССР по высшему пилотажу, летали на мощном скоростном моноплане Як-50. Пилотаж на «пятидесятке» был скоростным, но размашистым. Нашим спортсменам приходилось использовать все пространство пилотажной зоны. Пилоты же других стран, демонстрировали хоть и менее скоростной пилотаж, но крутились, что называется «на пятачке», «вокруг хвоста». Малые радиусы виражей, и соответственно быстрое выполнения фигур, выглядели более зрелищно. После ЧМ по высшему пилотажу в Киеве в 1976 году было принято решение разработать новый спортивно-пилотажный самолет. И это, несмотря на то, что этот чемпионат наши летчики выиграли. За создание спортивной машины взялось, традиционно КБ Яковлева, учитывая современные тенденции в соревнованиях по высшему пилотажу. На основе единственного имеющегося в стране авиационного поршневого двигателя М-14П, был создан самолет Як-55.

Новая спортивная машина учитывала все современные тренды в этом виде спорта. Аэродинамическая схема всего самолета была близка к симметрии. Крыло расположенное по оси вектора тяги двигателя, имело симметричный профиль большого утолщения. А стабилизаторы находились в следе крыла. Все эти нововведения, позволили упростить высший, а в особенности обратный пилотаж.

Як-55, в отличие от Як-50, стал доступным для спортсменов со средней квалификацией. Новый Як, был также прост в обслуживании для технического персонала.

Машину проектировали и строили долгие пять лет. Первый вылет состоялся только в мае 1981 года. А за это время, что называется, «подули другие ветра». Мода изменилась, и то, что раньше считалось устаревшим, вошло в моду на соревнованиях по высшему пилотажу. Размашистый, скоростной пилотаж стали называть «советским», и он стал популярным на чемпионатах. И наши спортсмены пользовались этим с успехом.

Не успев появиться на свет, Як-55 уже морально устарел. Самолет срочно модернизировали. Укоротили крыло, повысив тем самым удельную нагрузку на него, «заставив» крутиться быстрее. Внесли еще ряд технических изменений.

К чемпионату мира по высшему пилотажу в 1982 году наши спортсмены не успели полностью освоить новую машину. Ее еще несколько раз модернизировали. И в 1984 году, наша сборная выступала уже на Як-55М. Отличились Виктор Смолин, Николай Никитюк, и особенно Халидэ Макагонова, которая стала абсолютной чемпионкой мира.

Такова вкратце история этой интересной машины.

Это один из немногих самолетов допущенных к авиагонкам Фромула-1 в России.

Кстати, на ЧМ 1984 года, в Венгрии, был впервые представлен герой нашего следующего рассказа – Су-26.

Су-26

Спортивный самолет Су-26, был первым «нетрадиционным» самолетом для чисто военного, «суховского» КБ. Разработали и построили его в очень сжатые сроки. Приступили к разработке в 1983 году, а летом следующего года полетел первый опытный экземпляр.

Самолет и в наше время остается вполне современным. Ферменный каркас обшит композитными панелями с сотовым наполнителем. Крыло из углепластика, хвостовое оперение тоже полностью композитное. По характеристикам максимальных перегрузок, угловой скорости крена и скороподъемности, Су-26 и сейчас является лидером среди пилотажных машин. Впервые, на спортивных самолетах этого класса, кресло пилота расположили с наклоном 45 градусов. Допустимые перегрузки на Су-26 +12/-10, и наклон спинки кресла позволяет пилоту-спортсмену легче их переносить.

Модификация Су-26М3 имеет катапультное кресло отечественной разработки СКС-94М, что уникально для спортивно-пилотажного самолета. На сегодняшний день, Су-26М является одним из лучших пилотажных самолетов в мире. Самолет получил свое продолжение в двухместной модели Су-29, и одноместном «пилотажнике» Су-31.

К сожалению, выпуск этой уникальной спортивной машины прекращен. Серийно выпущено 65 машин, многие из которых и сейчас эксплуатируются в Австралии, США, и некоторых странах Европы.

И эта машина тоже допущена к участию в «Авиагонках – Формула-1» в России.

Представляем еще одного участника гонок Формулы-1 – самолет

СП55М.

По сути, СП-55М, это очень глубокая модификация самолета Як-55М, о котором мы писали выше. Модификацию самолета выполнила фирма «Техноавиа», известная также своими другими модификациями известных машин, и собственными разработками. Относительно новый спортивно-пилотажный самолет впервые полетел в 2000 году. Первая небольшая серия машин была выпущена в 2001 году.

На самолет установлен все тот же двигатель М-14П, модифицированный под трехлопастной винт. Поскольку СП-55М – модернизация самолета Як-55М, он имеет сходные с базовой моделью летно-технические характеристики.

Все три типа самолетов участвующих в авиагонках Формула-1: Як-55М, Су-26М и СП-55М по своему интересны и уникальны. И, несмотря на некоторую схожесть, каждая из этих машин имеет свою особенность, изюминку, что делает авиагонки по-настоящему непредсказуемым и зрелищным мероприятием.

Специально для Русских авиационных гонок

Валерий Смирнов

Фото : Евгений Лебедев