30 октября 2020

Самолеты для авиагонок Формулы -1 в классе «реактивные самолеты» (Россия)

Реактивы на слаломе

19 сентября этого года, произошло знаменательное событие для российской спортивной авиации. На аэродроме «Орешково» в Калужской области, прошли первые в России авиагонки Формулы-1 на реактивных самолетах. Организатор соревнования – Национальная ассоциация авиационных гонок, безупречно провела технически и организационно сложное мероприятие.

Одно несколько омрачило это интересное и зрелищное шоу – практически отсутствовали зрители. В связи с пандемией на аэродроме были представители прессы и небольшое количество зрителей – мероприятие проходило в закрытом режиме.

В гонках участвовало 11 пилотов из разных городов России, среди которых была и девушка-пилот, летавшая на реактивном L-29 «Delfin».

В авиагонках участвовало три типа реактивных самолетов. Два из них, хорошо знакомы всем любителям авиации – это самолеты чешского производства L-29 «Delfin» и L-39 «Albatros». А вот третий тип, представленный в единственном экземпляре, вызвал неподдельный интерес и восторг у всех присутствовавших на гонках. Это самолет СР-10, с обратной стреловидностью крыла, спроектированный частным КБ.

Откуда берутся УТС

Но, давайте обо всем по порядку. И начнем мы с ветерана учебно-тренировочного процесса военных летчиков – L-29 «Delfin».

В далеком 1955 году, в противовес военному блоку капиталистических государств – НАТО, была создана военная организация социалистических европейских стран – Организация Варшавского договора (ОВД). Военные стран-участниц ОВД, старались унифицировать свое вооружение под единый стандарт.

После Великой Отечественной войны реактивная авиация стала развиваться быстрыми темпами. Нужна была подготовка большого количества пилотов для новой техники, во всех странах социалистического блока. Нужен был учебно-тренировочный самолет (УТС) первоначального обучения, причем единый для стран ОВД.

В те годы развитой авиапромышленностью обладали СССР, Чехословакия, Польша и Германская Демократическая республика (ГДР). Советский Союз

специализировался на крупносерийном производстве самолетов для «большой» военной авиации. Истребителями и бомбардировщиками советского производства обеспечивались все страны Варшавского договора. А вот производство самолетов для легкой авиации, было закреплено за Чехословакией, Польшей и ГДР. К примеру, поршневой двигатель Аи-14, производился по лицензии в Польше и Чехословакии. А модификация двигателя М-14 производилась с 1983 года на румынском заводе авиационных двигателей. Производство самолета Як-52 тоже было в Румынии. В Польше также выпускались самолет Ан-2 и вертолет Ми-2. А в Чехословакии конструировали, в основном, самолеты для малой авиации.

Конкурс самолетов

В 1960 году был объявлен конкурс на единый УТС для социалистических стран. Надо отметить, что создание реактивного учебного самолета уже проводилось и в США, и в странах Европы. Пилоту, отучившемуся на поршневом самолете, было сложно пересесть в кабину боевого реактивного самолета. И создание учебного реактивного самолета было просто необходимо. Это была общемировая тенденция.

Так во Франции появился Fouga СМ.170 «Magister» (первый полет в 1954 г.), в США – Cessna T-37 «Tweet» (1954 г.), в Италии — Aermacchi MB-326 (1957 г), в Великобритании – BAC «Jet Provost» (1958 г).

На конкурс были выставлены три машины: Як-30 (ОКБ Яковлева, СССР), польский TS-11 «Iskra» и чешский L-29 «Delfin». Два месяца, 1961 года, на подмосковном аэродроме Монино, производились сравнительно-испытательные полеты трех машин. Оценивались не только ЛТХ. В большей степени оценивалась простота конструкции, легкость в обслуживании, приспособленность самолета к работе на необорудованных аэродромах, и, конечно же, стоимость самолета.

На фоне польской и чешской машин, советский Як-30, по летным данным, выглядел бесспорным лидером. Но это была чисто спортивная машина, не способная нести вооружение. Польская «Искра», проигрывала Як-30 и L-29 по большинству параметров.

Следует отметить, что «Дельфин» к моменту испытаний, уже год как летал. Разработку этого самолета, в инициативном порядке начала, еще в 1955 году, группа сотрудников Исследовательского-испытательного летного института Чехословакии. 5 апреля 1959 года взлетел опытный образец. И что важно: второй прототип XL-29 поднялся уже с чехословацким двигателем Моторлёт М-701. Так что, на момент конкурса, у чехов уже имелся облётанный и

отработанный самолет, улучшенный L-29A OK-02, что во многом обеспечило ему победу.

Не только военный самолет

В 1963 году L-29 приняли на вооружении в СССР, и он стал поступать в военные авиационные училища, заменяя тяжелый и строгий МиГ-15 УТИ. Соответственно, и в странах Варшавского договора, «Дельфин» был принят на вооружение как самолет первоначального обучения военных летчиков.

В 1966 году «Дельфин» стал поступать и в систему ДОСААФ. Волчанское авиационное училище летчиков-инструкторов ДОСААФ, первым получило новые машины. Всего с 1966 года и по 1992 год, обучение на «Дельфине» проходило в 21 учебном авиационном центре (УАЦ) ДОСААФ СССР.

Военный и спортсмен

В качестве легкого ударного самолета, L-29 принимал участие в нескольких военных конфликтах конца XX века, включая конфликты на территории бывшего СССР.

Даже сейчас, спустя 60 лет с момента первого полета, «Дельфин» стоит на вооружении ряда стран. За 10 лет производства этой машины было выпущено 3665 экземпляров, которые и в наши дни успешно используются Ульяновским аэроклубом ДОСААФ России, а также частыми организациями и пилотами.

L-29 популярен в мире и сейчас, по тем же причинам, по которым когда-то был принят на вооружение: неприхотливость, простота обслуживания, стоимость. «Дельфин» украшает частные выставки и коллекции.

Сейчас, легендарную учебную машину времен «Холодной войны», можно увидеть в полете на очень красивых и зрелищных российских авиагонках. В классе «реактивные самолеты», L-29 «Delfin» – один из самых массовых на этих гонках.

Следующий участник русских авиагонок, не менее известный чешский собрат L-29 – самолет L-39 «Albatros». О нем будет наша следующая история.