Гоночные и рекордные самолеты Caudron C-460, Франция 1932-36 годы
В сентябре 1936 года произошло событие, вызвавшее возмущение американской авиационной общественности. В Лос-Анджелесе в число участников национальных авиагонок был внесен французский летчик Мишель Детруа с миниатюрным цельнодеревянным самолетом Caudron C-460 со стартовым номером «100». В этом было бы ничего плохого, но Детруа позволил себе дважды одержать победу!
В томпсоновских гонках, которые представляли собой 15 кругов длиной 241 километр, Caudron C-460 Мишеля Детруа победил со скоростью 425,3 км/ч, в то время как пришедший вторым американец Ортман на Keith Rider R-3, оснащенном 750-сильным (551 кВт) двигателем Wasp Senior, смог показать лишь 399 км/ч. В гонках на приз Грива (Greve Thophy), в которых принимали участие самолеты в двигателями объемом менее 9000 см³ должны были пролететь двадцать кругов общей протяженностью 1610 километров, Caudron C-460 занял первое место со скоростью 397,9 км/ч. Американец Нойманн (Neumann) не небольшом среднеплане Folkerts Toots SK-2 показал всего 363,5 км/ч, но справедливости ради следует сказать, что его самолет был оснащен 185-сильным (136 кВт) двигателем Menasco C-4S с объемом 5900 см³.
Победа в двух гонках стала причиной довольно отвратительной сцены. Участвовавшие в гонках американские пилоты – и самым шумным из них был Роско Тёрнер – обвинили Мишеля Детруа в том, что он прибыл на состязания на самолете, постройку которого поддерживало государство, в то время как американцы летали на самолетах, построенных любителями. О том, что американские гонщики двигатели для своих самолетов получали бесплатно от моторостроительных компаний «тактично» было опущено. Результатом такого демарша стало прекращение участия неамериканцев в национальных авиагонках.
Ко времени участия Мишеля Детруа в национальных авиагонках Caudron C-46 уже был известным самолетом, поскольку еще 25 декабря 1934 года в Истре Раймонд Дельмотт (Raymond Delmotte) установил мировой рекорд скорости 505,85 км/ч. Всем своим видом C-460 символизировал победу изысканной аэродинамики над грубой мощью силовых установок. Эта машина летала с инвертированным шестицилиндровым рядным двигателем воздушного охлаждения Renault 456, который развивал мощность 370 л.с. (272 кВт) и имел рабочий объем всего 7950 см³. В конструкции самолета было всё тщательно продумано, и с двухпозиционным винтом изменяемого шага, поверхностными маслорадиаторами и убирающимися основными стойками шасси C-460 был очень быстрым самолетом. В конце концов, именно для этого Caudron C-46 и был создан.
В 1933 года дочь промышленника и мецената графа Анри Дойч де ла Мерта возобновила знаменитые гонки. По соглашению с французским аэроклубом и в целях содействия развитию спортивных самолетов был установлен лимит рабочего объема двигателей самолетов-участников – 8000 см³. Гонка состояла из десяти прохождений по двадцатикилометровой трассе с одним обязательным полуторачасовым перерывом после пролета пяти кругов.
Компания Caudron, а точнее ее технический директор Марсель Риффар (Marcel Riffard) и главный конструктор Жорж Отфиновский (Georges Otfinowsky), решила проблему, создав аэродинамически совершенный самолет. В 1933 году компанией были изготовлены четыре самолета типа C-360 м покрытыми обтекателями неубирающимися основными стойками шасси. Три из них, получивших обозначение C-362, были оснащены 165-сильными (121 кВт) двигателями Renault Bengali 4Pdi, а четвертый C-366 должен был получить шестицилиндровый Régnier (изготовленный по лицензии de Havillandu Gipsy III). Однако к моменту постройки самолета двигатель Régnier не был готов, и C-366 летал с мотором Bengali. Шеф-пилот компании Раймонд Дельмотт, участвовавший в гонках Дойч де ла Мерт на C-362, смог занять второе место.
Машины серии C-360 стали источником вдохновения для создания четырех гораздо более скоростных машин, предназначенных для участия в гонках 1934 года. Один из этих самолетов C-450 имел закрытые обтекателями неубирающиеся стойки шасси, а у трех других – C-460 с заводскими номерами с 6907 по 6909 – основные стойки были оснащены системой уборки Charlestop. C-460 страдали от постоянных проблем, и в мае 1934 года в гонках Дойч де ла Мерт победили машины с неубирающимися шасси. Первым был Арну (Arnoux) на C-450 (389 км/ч), Масотт (Masotte) на C-366 занял второе место со скоростью 361 км/ч, а Монвилль (Monville), занявший на C-460 четвертое место, показал лишь 337 км/ч. Летевшие на C-460 Дельмотт и Лакомб выбыли из числа участников гонок после прохождения 1800 и 1300 километров соответственно. Слабым утешением было установление мирового рекорда скорости в полете по замкнутому маршруту протяженностью 1000 километров – 387 км/ч.
Проблема шасси была решена сразу же после гонок наряду с незначительными модификациями. Машины получили более надежное шасси конструкции компании Messier, а одна из них 400-сильный (294 кВт) двигатель с рабочим объемом 9500 см³. На этом самолете Дельмотт добился замечательных результатов и утверждал, что разогнался до 550 км/ч, но в Истре в декабре 1934 года он довольствовался скоростью 505 км/ч.
Гонки 1935 года были проведены при ужесточенном регламенте. Перед гонками были проведены отборочные испытания, которые прошли только те машины, которые показали скорость свыше 300 км/ч. Это уменьшило количество участников, но на этот раз фаворитом гонок был Дельмотт, который на C-460 убедительно победил со средней скоростью 443,9 км/ч. Помимо этого он установил рекорды скорости в полете по замкнутому маршруту протяженностью 100 и 1000 километров – 469 и 446 км/ч соответственно.
После победы в гонках и установления двух рекордов скорости компания Caudron продолжила совершенствовать свои скоростные самолеты. Новый 12-цилиндровый двигатель Renault 4.46, имевший удивительно малые размеры и развивавший мощность 500 л.с. (367 кВт), был использован компанией Caudron для создания прототипов C-560, C-461 и C-561. У двух последних кабина была полностью вписана в фюзеляж, и поэтому пилот мог видеть только в окна в бок и частично вперед (под углом к оси симметрии самолета). Постройка этих прототипов была взята на себя Морисом Девлие (Maurice Devleiger), который возлагал большие надежды на эти машины.
Однако Раймонд Дельмотт смог разогнаться лишь до 550 км/ч, чего было недостаточно для побития мирового рекорда скорости, установленного американцем Говардом Хьюзом. В гонках 1936 года Арну C-461 занял второе место (407,6 км/ч), а победу одержал C-450 Лакомба со скоростью 402,5 км/ч. Хотя Арну был быстрее, он был оштрафован.
Высокие скорости рекордных самолетов компании Caudron породила мрачную идею легкого истребителя, способного иметь те же боевые качества, что и более тяжелые машины. В 1936 году был построен C-710 Cyclone, а в 1938 году компанией Caudron в серийное производство был запущен вариант C-714. В боевых условиях эта концепция показала себя разочаровывающе. Также была создана специальная гоночная версия C-714R, оснащенная 900-сильным (662 кВт) двигателем Renault 12R. Ожидалось, что максимальная скорость C-714R составит 795 км/ч, но этот самолет никогда не поднимался в воздух. Таким образом, несмотря на все последующие усилия именно C-460 стал вершиной компании Caudron в области создания гоночных и рекордных самолетов.
схема гоночного и рекордного самолета Caudron C-460; рисунок инженера З. Одехнала
гоночный и рекордный самолет Caudron C-460
гоночный и рекордный самолет Caudron C-460
гоночный и рекордный самолет Caudron C-460
чтобы достичь максимальной скорости C-461 имел необычный внешний вид
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Caudron C-460
Назначение: гоночный и рекордный самолет
Статус: единичное производство
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: один инвертированный шестицилиндровый рядный двигатель воздушного охлаждения Renault 456, развивавший мощность 370 л.с.
Размеры:
размах крыла 6,75 м
длина 7,13 м
площадь крыла 7 м²
Масса:
пустого 590 кг
взлетная 950 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 511 км/ч
https://m.zen.yandex.ru/media/alternathistory/gonochnye-i-rekordnye-samolety-caudron-c460-franciia-193236-gody-5f2d1092555b173074133ac3