Самолет ЯК-55 М
Самолет Як-55М создан в ОКБ им. Яковлева для выполнения фигур высшего пилотажа и является достойным продолжателем славных традиций широко известных во всем мире спортивных самолетов Як. Спортивные Яки продемонстрировали свои отличные летные качества на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу и были высоко оценены летчиками-спортсменами Англии, Франции, США, ФРГ, Швейцарии и других стран. В мае 1989 г. состоялся первый полет варианта Як-55М, серийное производство которого налажено в 1991 г. По характеристикам Як-55М считается наиболее подходящим для повышения мастерства и поддержания его уровня у летчиков-спортсменов, являясь промежуточным между самолетом первоначального обучения Як-52 и спортивным самолетом для «асов» Су-26. Всего к началу 1992 г. построено около 100 самолетов всех модификаций.
Як-55М по конструкции цельнометаллический моноплан с кабиной закрытого типа, снабжен неубирающимися титановыми рессорными шасси. Самолет со средним расположением крыла с симметричным профилем разработан специально для акробатического пилотажа. Хорошая управляемость и высокая энерговооруженность дают возможность выполнить сложные комплексы фигур высшего пилотажа без потери высоты.
Як-55М отличается от исходного Як-55 уменьшенными размахом и площадью крыла, увеличенной относительной площадью элеронов. Это позволило увеличить скорость вращения самолета относительно продольной оси и скорость горизонтального полета.
Самолет выпускается серийно на Арсеньевском авиазаводе «Прогресс». Как сообщалось в конце мая 2000 года на «Прогресс» с рабочим визитом побывал генеральный конструктор самолета СП-55М и одновременно директор московской фирмы «Техноавиа» Вячеслав Кондратьев. Он ознакомился с состоянием производства этой спортивно-пилотажной машины последнего поколения и остался им удовлетворен.
Как известно, выпускавшийся до этого на «Прогрессе» воздушный акробат Як-55М, обладатель Гран-при авиасалона № 1 (Ле-Бурже) из-за отсутствия заказчиков внутри России и за рубежом несколько лет назад фактически снят с производства. Теперь завод имеет заказ от «Техноавиа» на пять СП-55М, первый из которых был поднят на крыло в августе 2000 года. На главном стапеле в мае 2000 года велись сборочные работы на двух фюзеляжах.
Модификация | Як-55М |
Размах крыла, м | 8,10 |
Длина самолета,м | 7,29 |
Высота самолета,м | 2,20 |
Площадь крыла,м2 | 12,80 |
Масса, кг | |
— пустого самолета | 690 |
— максимальная взлетная | 855 |
Запас топлива, л | 190 |
Тип двигателя | 1 ПД М-14П |
Мощность, л.с. | 360 |
Максимальная скорость, км/ч | 450 |
Практическая дальность, км | 705 |
Продолжительность полета, ч., мин | 3.40 |
Практический потолок, м | 4000 |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 9 g |
Экипаж, чел | 1 |